Об американской оценке роли Китая
в АТР и политике США в отношении КНР
|
По мнению американских экспертов, перспектива превращения Китая не только в мощного регионального лидера, преследующего собственные цели в одном из исключительно важных районов мира, но и в мировую "сверхдержаву" представляется весьма реальной. Влиятельные исследовательские организации США констатируют, что уже в обозримом будущем Китай может представлять угрозу национальным интересам Соединенных Штатов в вопросах экономического присутствия в азиатском регионе, сохранения преимущественной ориентации ведущих стран этого района мира на США. Пекин сможет также ограничить свободу использования американцами своей военной силы в АТР и создавать серьезные препятствия для формирования американцами официальных и неофициальных союзов и объединений азиатских государств, ориентированных на Вашингтон. О глубине несовпадения национальных интересов двух стран говорит хотя бы то обстоятельство, что Пекин рассматривает США в качестве основного препятствия к национальному воссоединению с Тайванем. Эксперты госдепартамента США исходят из того, что объективно столь бурный рост политического веса КНР на региональном и глобальном уровнях почти наверняка приведет Пекин к выводу о необходимости дальнейшего развития военного потенциала для обеспечения своих политических позиций. По оценке американских наблюдателей, для возможного роста политических и военных претензий КНР есть и реальные экономические предпосылки. В Китае уже два десятилетия продолжается бурный экономический рост. Ежегодно ВВП увеличивается на 8-10% ( а в июле с.г. этот показатель составил более 12%). На основании этих данных ведущие американские исследовательские центры прогнозируют, что "при сохранении нынешних темпов экономического роста, уже через 10-15 лет валовой национальный продукт Китая может превысить ВНП Соединенных Штатов". Как отмечают американские наблюдатели, особенно тревожным для США фактором является перспектива формирования оси "Москва-Пекин". В этой связи указывается, что в первом полугодии с.г. товарооборот между двумя странами вырос более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Не прошло мимо американских наблюдателей и расширение российско-китайского военно-технического сотрудничества. Однако, наибольшее беспокойство вызывает то, что в настоящее время и Пекин, и Москва предпринимают попытки скоординированных действий на международной арене по противостоянию планам Вашингтона добиться признания модели "однополярного мира". В этом контексте, в частности, в США рассматриваются поддержка Пекином российской позиции по необходимости сохранения Договора по ПРО 1972 года и осуждение политики НАТО в Югославии. Американские политические эксперты, в том числе и в Госдепартаменте, сходятся во мнении, что поиск адекватного ответа на растущую угрозу со стороны КНР "является одним из основных приоритетов внешней политики США в первой половине 21 века". Исходя из этого, американские аналитики считают целесообразным скорректировать политику Вашингтона по отношению к Китаю с тем, чтобы стимулировать развитие всесторонних связей между Китаем и США, повысить уровень взаимного доверия и закрепить за США роль посредника, содействующего интеграции КНР в мировое сообщество. Другими словами, по существу, предлагается предпринять попытку политически и экономически "завязать КНР на Соединенные Штаты". Одновременно усилия американской дипломатии будут направлены на предотвращение любых форм союзов Китая при лидирующей роли Пекина с другими государствами региона. В этом контексте следует ожидать весьма активной эксплуатации Вашингтоном "обеспокоенности отдельных государств Азии перспективой роста политического влияния и военной мощи КНР в Азиатско-Тихоакеанском регионе. Самое пристальное внимание будет обращаться на сближение Китая с Японией, Индией и особенно с Россией. Последний сценарий, с учетом резко возросшей в последнее время российской дипломатической активности, рассматривается как наиболее опасный с точки зрения интересов США. Американские аналитики отмечают, что проводимая в последнее десятилетие правительством США по отношению к КНР политика "сотрудничества" или "вовлеченности" позволила остановить военное сотрудничество Пекина с Пакистаном, Ираном и Ираком, а также объективно в течение длительного времени являлась препятствием для развития военно-технического сотрудничества Китая с Россией. Однако, по признанию бывшего министра обороны США У.Перри, на деле этот курс дал не только позитивные результаты. Он во многом способствовал бурному экономическому развитию китайской экономики и, следовательно, росту политических и военных амбиций Китая. Исходя из этого, некоторые американские аналитики предлагают перейти к более радикальному политическому курсу сдерживания, схожему с тем, который проводился в отношении СССР и фактически продолжается в отношении России. В этой связи У.Перри подчеркивает, что переход США к введению ограничений на сотрудничество с Китаем в настоящее время также будет контрпродуктивным, поскольку вызовет обоснованные подозрения у китайского руководства, приведет к росту антиамериканских настроений и подтолкнет Пекин к ускоренному развитию своего военного потенциала и поиску в азиатском регионе союзников на антиамериканской основе. Более того, как отмечается, отмена режима наибольшего благоприятствования в торговле применительно к КНР в нынешней ситуации просто невозможна без существенного ущерба американской экономике и перспективам укрепления позиций Соединенных Штатов в Юго-Восточной Азии в целом. По мнению ряда американских экспертов, для того, чтобы противостоять возможному росту амбиций китайского руководства, США должны быть готовы использовать наряду с политическими и экономическими рычагами и чисто военные инструменты. По оценкам сторонников такого подхода, сбалансированный конструктивный и жесткий курс Вашингтона в конечном счете должен создать в сознании китайского политического руководства стереотип, в соответствии с которым противостояние с Соединенными Штатами в любой области "абсурдно, крайне дорого, не имеет шансов на получение политических, экономических и военных дивидендов и не отвечает стратегическим интересам КНР". Важным фактором, призванным содействовать реализации этой цели, наряду с усилением политического и экономического влияния Вашингтона в регионе рассматривается обеспечение "безусловного и нарастающего" превосходства США, в первую очередь в военной сфере. Для этого предлагается продолжить наращивание американского военного присутствия в АТР, в том числе путем создания новых военно-политических структур проамериканской ориентации. Наиболее отчетливо постепенное изменение подходов американского руководства в отношении КНР прослеживается в деятельности министерства обороны США. Некоторые американские политические обозреватели делают вывод о том, что Пентагон уже начал, хотя и весьма осторожно, целенаправленное наращивание своего военного потенциала в АТР. В последнее время отмечается активизация дипломатических усилий по сохранению и расширению американского военного присутствия в Южной Корее и Японии, а также по созданию необходимой инфрастуктуры в Австралии, Сингапуре и на Филиппинах для переброски в регион дополнительных контингентов американских войск в случае необходимости. Подчеркивается, что за последние несколько лет Пентагон существенно увеличил количество ударных атомных подводных лодок в зоне Тихого океана. По официальным данным, более двух третей всех проводимых в США учений целиком или частично проводится на территории АТР. Весьма симптоматичным является и тот факт, что в начале текущего года на заседаниях Объединенного комитета начальников штабов ВС США Китай впервые был официально отнесен к категории "вероятных противников". |