О некоторых оценках Доктрины информационной безопасности России

Одобренная на заседании Совета Безопасности 23 июня с.г. Доктрина информационной безопасности России воспринимается на Западе весьма настороженно. Отмечается, что попытки принятия подобного документа в России были и ранее, однако, потенциальные последствия принятия этого документа для самых различных аспектов общественной и политической жизни определили довольно длительную историю его подготовки. Работа была начата в 1995 году. В 1997 году разработанный проект концепции информационной безопасности не был принят Советом Безопасности и оставлен на доработку. Затем готовившийся в увязке с концепцией проект "Закона об информационной безопасности" не был утвержден Государственной Думой из-за того, что, по мнению большинства депутатов, не соответствовал Закону о СМИ и вводил чрезмерные ограничения на свободу слова и информации. Западные аналитические службы отмечают, что подобный концептуальный документ, определяющий основные положения подхода государства к вопросам информации в самом широком смысле слова - от личной переписки до сохранения государственной тайны - принимается в России впервые. В этой связи указывается, что не столько сама доктрина, которая носит скорее рекомендательный характер, сколько ее применение на практике чиновниками различных рангов, создает потенциальную угрозу введения жесткого контроля за СМИ, вплоть до их закрытия, ограничения свободы получения и распространения информации, а также ограничения личных прав граждан в информационной сфере. Подчеркивая, что президент В.Путин начал свое выступление в Совете Безопасности заявлением о том, что "без свободы СМИ не может быть свободного демократического общества", все западные обозреватели отмечают, что на общую направленность документа определяющее влияние оказало то, что в его подготовке ведущую роль играли спецслужбы, а возглавлял работу над проектом заместитель секретаря Совета Безопасности генерал-полковник В.Шерстюк, который ранее занимал пост директора ФАПСИ. Хотя в доктрине указывается на "соблюдение конституционных прав и свобод граждан" как на первую задачу государства в обеспечении информационной безопасности, что увязывается "с правом на информирование", защитой интеллектуальной собственности и "прав граждан на личную и семейную тайну", западноевропейские обозреватели делают акцент на том, что документ предусматривает не только установление государственного контроля "за оборотом специальных технических средств негласного получения информации", но и правовое регулирование "вопросов использования импортных аппаратных и программных средств защиты информации", а также "распространения информации в открытых информационно-телекоммуникационных сетях". В западных журналистских и дипломатических кругах, в частности, выражают полное согласие с тем, что одной из основных причин принятия Доктрины информационной безопасности явился тот факт, что "интеграция России в мировое информационное пространство сделала общество и государство зависимым от информационной среды" в результате чего в последние годы информационные ресурсы стран Запада и, в первую очередь США, выпускаемые через различные информационные источники на территории России (Интернет, различные фонды, СМИ и т.д.), стали превосходить национальные более чем в 15 раз, что объективно ставит под угрозу интересы Российской Федерации. Отмечая, что к основным целям данного документа разработчики относят тот факт, что "в обществе возрастает необходимость к информационному воздействию", в кругах иностранных журналистов признают, что практически все развитые страны мира уже давно и серьезно занимаются вопросами контроля над информационными потоками. Однако, при этом они высказывают опасения, что это может привести к нарушению сравнительно недавно установленных информационных связей с Западом, их постановки под контроль российских спецслужб. Ссылаясь на разработчиков документа, иностранные наблюдатели указывают, что одна из основных причин его появления - "превращение информационной среды в одну из самых доходных отраслей экономики". Как отмечается в материалах Института стратегических исследований США, каждый доллар, вложенный в информационный продукт, приносит в десятки раз более высокую прибыль, чем доллар вложенный топливно-энергетичесую отрасль. Поэтому в Доктрине справедливо отмечено, что "завтрашний день в мировой политике и экономике будут определять информационные ресурсы". Некоторые американские СМИ, в контексте оценки значения одобренного Советом безопасности документа, вновь возвращаются к инцидентам с задержанием "западного журналиста Бабицкого" и арестом "владельца крупнейшей в России независимой телевизионной станции В.Гусинского", а также высказывают опасения за "свободу СМИ в России". В развитие этой темы высказывание секретаря Совета Безопасности С.Иванова о том, что для восстановления возможностей по информированию общества России необходимо создать "соответствующий государственный механизм", интерпретируется как подтверждение планов создания в России нового министерства прессы и информации.

На главную.....



Hosted by uCoz