О некоторых оценках в западными политических
и дипломатических кругах, а также в СМИ новой Концепции внешней политики
России
|
Утвержденная президентом В.В.Путиным 30 июня с.г. новая Концепция внешней политики рассматривается иностранными наблюдателями как "более реалистичная" и "значительно более приближенная к жизни", чем предыдущие аналогичные документы. Отмечается, что в Концепции предпринята непредвзятая и лишенная идеологизации попытка проанализировать существующую в настоящее время расстановку сил в мире, роли и места российского государства в международном сообществе и наметить основные направления и приоритеты внешнеполитических усилий в современных условиях международного окружения.. По оценке западноевропейских наблюдателей, документ, по сути, стал не столько развитием и уточнением, сколько переосмыслением "Основных положений концепции внешней политики России" принятых в 1993 году, что было вызвано произошедшими за последние годы изменениями и наметившимися тенденциями, причем далеко не всегда положительных для России, в международной жизни. В западных политических и дипломатических кругах подчеркивается, что "высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. Исходя из этого формулируются основные цели внешнеполитической деятельности - обеспечение безопасности страны, формирование "пояса добрососедства" по периметру российских границ, создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников, а также популяризация русского языка и культуры за рубежом. К основным целям также отнесены воздействие на общемировые процессы с целью формирования "стабильного, справедливого и демократического миропорядка", а также решение задач, определяемых национальными интересами, на основе поиска согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и международными объединениями. Большое влияние на разработку этого документа оказали попытки США изменить структуру международной безопасности, навязываемая американцами модель однополюсного мира, проявляющиеся намерения Вашингтона обойти существующие договоренности в области разоружения и сокращения вооружений, в первую очередь Договор по ПРО, стремление НАТО решать сложные политические проблемы с применением силы, игнорируя действующие структуры безопасности и поддержания стабильности, в частности ООН и ОБСЕ. Четкий отпечаток на концепцию наложило то обстоятельство, что она создавалась в период определенного обострения напряженности между Россией и НАТО в связи с событиями вокруг Югославии, а также на фоне внутреннего вооруженного конфликта в нашей стране на Северном Кавказе. В западноевропейских СМИ акцентируется внимание на том, что к основным достижениям трансформации международного окружения в результате последовательного преодоления последствий "холодной войны" и продвижения российских реформ отнесено сведение " к минимуму угрозы глобального ядерного конфликта". Вместе с тем, отмечается появление "новых вызовов и угроз национальным интересам России". В этом контексте в документе определено, что Россия будет добиваться "формирования многополярной системы", поскольку односторонние действия ведут к дестабилизации международной обстановки, провоцируют напряженность и гонку вооружений, могут усугубить межгосударственные противоречия, межнациональную и религиозную рознь. Признавая сохранение значения военной силы в международных отношениях и положительную роль миротворческих операций, концепция однозначно указывает на пагубность попыток принизить роль и международные права суверенного государства и недопустимость решения международных проблем силовыми методами без соответствующих санкций ООН, региональных и субрегиональных организаций. При этом право санкционировать операции по принуждению к миру признается только за Советом Безопасности ООН. В этом контексте декларируется, заинтересованность России в сохранении в ХХI веке за ООН роли главного центра регулирования международных отношений. Подтверждается готовность России к дальнейшему сокращению своего ядерного потенциала и обычных вооруженных сил на основе международных договоренностей, а также неизменность курса на совместное с другими государствами предотвращение распространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения. При этом акцентируется внимание на том, что краеугольным камнем стратегической стабильности остается Договор по ПРО 1972 года. К важным внешнеполитическим задачам отнесены также борьба с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и международной преступностью. Акцентируется, что в документе впервые указывается на опасности для национальной безопасности России вследствие глобализации мировой экономики, в этом контексте отмечается повышение риска зависимости экономической системы и информационного пространства страны от воздействия извне. Обеспечение благоприятных условий для формирования в стране экономики рыночного типа за счет содействия расширению отечественного экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сохранения и оптимального использования российской собственности за рубежом и сведение к минимуму рисков по дальней шей интеграции России в мировую экономику путем формирования справедливой международной торговой системы и обеспечения равноправного участия Российской Федерации в экономических организациях при неукоснительном обслуживании российского долга отнесено западными СМИ к главным приоритетам внешней политики. Особое внимание в западных СМИ обращают на то, что впервые в официальном документе закрепляется положение о том, что Россия должна быть готова к использованию "всех имеющихся в ее распоряжении экономических рычагов и ресурсов для защиты своих национальных интересов". Западные аналитические центры отмечают, что по сравнению с предыдущими аналогичными документами наиболее радикально пересмотрены приоритетные направления внешнеполитической деятельности по регионам. Главное внимание Россия планирует сосредоточить на сотрудничестве со странами СНГ, затем по степени важности для обеспечения национальных интересов следует европейское направление, развитие разносторонних связей с ЕС. В этом контексте отмечается, что ведущие западноевропейские страны - Великобритания, Германия, Италия и Франция - рассматриваются как "важный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов и а также стабилизации и роста российской экономики". Не прошло мимо зарубежных обозревателей и подчеркнутое в концепции внимание России к "формирующемуся военно-политическому измерению ЕС". В отношениях с государствами Центральной и восточной Европы задача сужается до сохранения "наработанных связей", а в отношении Прибалтики ставится задача "повернуть отношения в русло добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества". По оценке иностранных обозревателей, в документе четко просматривается разочарование российской стороны в политике руководства США и НАТО, "нынешние политические и военные установки которого не совпадают с интересами безопасности Российской Федерации, а порой прямо противоречат им". В этой связи по отношению к Соединенным Штатам выделяется лишь важность сотрудничества "в интересах поддержания стабильности и безопасности", хотя и отмечается, что российско-американское взаимодействие является необходимым условием позитивного развития международной обстановки. Отмечается также, что впервые вопросы сотрудничества с азиатскими государствами, среди которых особенно выделены Китай, Япония, Индия и Пакистан приобретают важное и все возрастающее значение как в политическом, так и в экономическом аспекте. В отношении Китая, в частности, ставится задача приведения масштабов экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений. Подчеркивается заинтересованность России в развитии регионального сотрудничества в рамках Форума "Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества" и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, а также в активизации деятельности "Шанхайской пятерки" (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), на которую, в частности, возлагаются определенные надежды и в плане нормализации обстановки в Афганистане. В зарубежных комментариях акцентируется внимание на том, что в отношении государств Ближнего востока, Средиземноморья, Африки , Южной и Центральной Америки в концепции выделены главным образом те направления сотрудничества, которые реально представляют или могут представлять интерес для России в политическом или экономическом аспектах. В этой связи, в частности, делается вывод об ослаблении внимания России к Ближневосточному региону, который традиционно занимал одно из центральных мест во внешней политике нашей страны Хотя ни в числе разработчиков, ни в самом документе специальные службы не упоминаются, западные аналитики утверждают, что содержащаяся в тексте система взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности Российской Федерации на этапе изменившейся международной ситуации вокруг Российской Федерации на рубеже ХХI века, свидетельствуют об их большом влиянии на его содержание. |