Возможные последствия американской акции возмездия для стран Центральной Азии и России. Сейчас можно без всякой доли иронии утверждать, что судьбу мира решают в столицах государств, о которых в США и странах Западной Европы знает далеко не каждый. Ташкент, Душанбе, Астана, Бишкек... От того, какое решение примут лидеры азиатских стран СНГ, чьему давлению они поддадутся - российскому или американскому (или же собственному здравому смыслу по-восточному) - зависит вектор развития международных отношений, как минимум, на пятьдесят ближайших лет, если не больше. Ситуация проста. Соединенные Штаты, желая убить сразу нескольких жирных зайцев, наметили первой своей целью Афганистан. Для более эффективных ударов по этой стране, а также для возможности быстро и эффективно действовать в Афганистане силами спецназа, Вашингтон хочет получить доступ на военные базы в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении. Все перечисленные страны, кроме Туркмении, входят вместе с Россией в организацию, объединенную Договором о коллективной безопасности, ну и вообще всегда входили в исторически сложившуюся зону геополитических интересов России. Чисто военные причины, побуждающие США настаивать на предоставлении им плацдармов на территории СНГ понятны: войсковые группировки, которые будут сосредоточены в Индийском океане и Пакистане необходимо обезопасить от возможных ракетных ударов со стороны талибов (это, конечно, все только теория - ракетные удары Талибана), кроме того, это понятно, готовая военная инфраструктура, оставшаяся еще со времен СССР, облегчает задачу американской армии, ну и для того, чтобы американский спецназ мог эффективно работать в Афганистане, он не должен быть сильно оторван от своих основных баз. В США учтен печальный опыт, когда была провалена спецоперация отряда "Дельта" в Иране (попытка освобождения американских дипломатов) - во многом из-за того, что спецподразделению не было физически возможно помочь в сложной ситуации. Однако, несмотря на то, что Россия формально поддерживает США в стремлении уничтожить террористов, существует ряд моментов, которые заставляют российских военных считать, что на южном направлении ситуация для России развивается более, чем неблагоприятно. Прежде всего, государства СНГ стали демонстрировать явную независимость от Москвы. Проще говоря, оссия стремительно теряет вое влияние в Ценгтральной и Средней Азии - стремительно настолько, что впору говорить о фактическом развале СНГ. Судя по всему, длительные переговоры Путина с лидерами Казахстана, Таджикистана и Узбекистана ни к чему не привели. Сидение в "Бочаровом ручье" и телефонные консультации не дали ожидаемого результата. Узбекистан по дипломатическим каналам известил Вашингтон о готовности предоставить территорию и воздушное пространство для американской армии. Осторожно, но в этом же направлении высказался Таджикистан. Назарбаев пообещал Штатам всестороннюю поддержку. Даже заигрывающий с Талибаном Ниязов (ну, тот всегда вел самостоятельную политику и в СНГ только числился) выступил за всестороннюю помощь американцам. Таким образом, Москва убедилась в том, что верных союзников на юге у нее не осталось. Что и было зафиксировано в бессильном заявлении главы МИДа Иванова о том, что Россия предоставляет странам СНГ право самим решать, в какой форме оказывать США поддержку. Это, по сути, была просто капитуляция. Тем более позорная, что несколько ранее другой Иванов - министнр обороны - заявил очень твердо, что ни о каком предоставлении США баз в странах СНГ не может быть и речи. Немедленно для "разруливания" ситуации в Среднюю Азию был послан глава Совбеза Рушайло. Первые его переговоры с Каримовым более-менее обнадежили: Каримов заявил, что Узбекистан официально не вел с Вашингтоном никаких переговоров о предоставлении баз на своей территории. Аналогичную миссию выполняет в Таджикистане начальник Генштаба Квашнин. Правда, положение у Рахмонова гораздо сложнее: он на сто процентов зависит от российской поддержки, к тому же исламисты действуют на территории Таджикистана куда более активно. После посещения 201-й мотострелковой дивизии Квашнин обронил очень интересную фразу: дивизия готова к выполнению любых боевых задач, которые могут возникнуть в результате обострения обстановки, в том числе и в рамках американской антитеррористической акции. Эта фраза означает одно: аналитики Главного Оперативного управления Генштаба совершенно не исключают, что в результате американской акции хрупкий донельзя мир в регионе будет взорван, и тогда уж России придется вступить в войну. Но не территории Афганистана. По некоторым сведениям, не исключется следующее развитие ситуации: Даже если США все-таки не войдут в азиатские государства СНГ, республики будут втянуты в войну. Талибан постарается расширить зону боевых действий, выходя из-под ударов американской авиации и спецназа. Поэтому в Узбекистан войдут отряды Исламского Движения Узбекистана (ИДУ) во главе с Джумой Намангани. При этом не исключено, что исламисты постараются взорвать непрочный мир с Киргизией, спровоцировав очередной конфликт в Ошской области. С другой стороны, резко активизируется исламистское подполье в Таджикистане, удары будут нанесены как по правительственным объектам, тапк и по частям 201-й дивизии. Вместе с потоком беженцев из Афганистана, который вполне вероятно, станет неконтролируемым, в республику хлынут талибы. Таким образом, начнется региональная война "все против всех". Однако, этим дело вряд ли ограничится. В случае, если США нанесут удары по Ирану, немедленно поднимет голову Азербайджан. Будучи самым преданным другом Турции - члена НАТО - Алиев может попытаться вернуть себе Нагорный Карабах, объявив карабахских федаинов террористической организацией. Одновременно под влиянием внешних событий обострится и внутриполитическая ситуация в России, причем исламский сепаратизм в Татарстане и на Северном Кавказе - станут лишь ее частью. В результате антитеррористической акции США дуга военного конфликта может протянуться от Закавказья до Гиндукуша. И Россия в этом конфликте не участвовать не сможет. По худшему продолжению развития этого сценария какой-либо авторитетный международный институт (типа НАТО) может поставить вопрос о стабилизации ситуации в регионе с помощью миротворческих сил. В случае же, если хотя бы один только Узбекистан предоставит американцам свою территорию, конфликт будет еще злее и разрушительнее, так как явное присутствие конкретного врага побудит применить против него все имеющиеся силы и средства. Вторая главная проблема - сама возможность пребывания в Средней Азии американской армии. Само по себе это означало бы полное разрушение геополитического пространства России и лишало бы смысла все разговоры, как о мировой державе, так и о ее безопасности. Какое там продвижение НАТО на Восток, какая там Прибалтика! Конечно, формально США могут войти в Среднюю Азию только по какому-то договору и на какой-то срок. Однако, срок этот без сомнения, затянется до окончания антитеррористической акции. Буш и прочие государственные деятели США говорили о годах. За это время в республиках СНГ будут приведены к власти явно не проророссийски настроенные режимы, вблизи российских границ развернутся станции раннего оповещения, входящие в американскую систему НПРО... Каспийская нефть перестанет идти через Новороссийск, а пойдет через Турцию. Столь апокалиптическая картина - это, конечно, один из сценариев. Потому что есть и несколько других факторов. Американские войска в Средней Азии сами станут объектом террора. Насколько они смогут эффективно действовать, каковы будут их потери в условиях жестокой гражданской войны и акций со стороны исламистов - сказать сложно. Не стоит забывать также и о том, что российские спецслужбы имеют свои связи в исламистском мире, и не исключено, что эти связи будут задействованы на создание нетерпимой для американцев обстановки. Так что как долго американцы смогут продержаться в Азии - это вопрос. Не будем забывать о о том, что американцы встретят сопротивление и в Пакистане - одной из опорных баз своей операции. Ну и фактор Китая не стоит сбрасывать со счетов. Однако, конечно, все эти разговоры - для самоуспокоения. Потому что факт остается фактом: Россия обнаружила, что у нее нет союзников в СНГ, что она практически ничего не сможет сделать, чтобы невоенным путем защитить свои геополитические интересы. И все решения, которые сможет сейчас принять Россия - все плохи. Разница лишь в том, что плохи они не одинаково. |