Роль государств Центральной Азии в планах Вашингтона по нанесению удара по терроризмуГотовясь к ударам возмездия по афганской инфраструктуре Усамы Бен Ладена, США отдают себе отчет в долговременных последствиях пла-нируемой операции для стран региона, особенно для тех, которые предоста-вят американцам свои базы. По некоторым данным, полученным из информированных источников в азиатском регионе, американские дипломаты признают: эффективность готовящихся атак не гарантирует окончательного искоренения угрозы терроризма из Афганистана. После на-несения удара американцы уйдут, а государства-соседи останутся. Поэтому стратегия Вашингтона, утверждают наши источники, направлена на макси-мальную координацию усилий со странами региона. Разумеется, в первую очередь это касается Пакистана. У Исламабада не остается сегодня никако-го выхода, кроме как полностью поддержать Америку. Ультиматум, предъ-явленный Пакистаном своему сателлиту, движению "Талибан", - в течение 72 часов выдать Усаму Бен Ладена - последнее свидетельство лихорадоч-ных попыток Исламабада "соответствовать" решимости Америки наказать "врага номер один". Вчера с верховным лидером талибов муллой Омаром встречался глава пакистанской разведки ICI генерал Махмуд. По сообщени-ям некоторых агентств, талибы уже отказались выдать "террориста ~1" и стягивают войска к границам Пакистана (по разным данным, там уже дис-лоцировано до 25 тысяч солдат). Другое направление деятельности амери-канской дипломатии - переговоры со странами Центральной Азии о воз-можности использования их военных баз для нанесения ударов по талиб-скому Афганистану. Такую возможность, однако, категорически отверг еще 14 сентября министр обороны России Сергей Иванов. Правда, уже тогда создалось впечатление, что Москва берет на себя слишком большую ответ-ственность, упреждая возможную готовность союзников по СНГ в Цен-тральной Азии помогать американцам. С Афганистаном граничат три страны Содружества - Таджикистан, Узбеки-стан и Туркмения. Но только первая из них является членом Договора о коллективной безопасности (ДКБ) СНГ, и там дислоцирована единственная военная база России в Центрально-Азиатском регионе. Все решения о ее использовании в полной компетенции Москвы. Впрочем, как и собственно таджикские военные инфраструктуры, которые к тому же не имеют серьез-ного значения. Другое дело - Узбекистан, уже больше двух лет назад вы-шедший из ДКБ. Одной из причин такого решения, между прочим, тогда стало недовольство именно тем, что Россия создает свой мощный военный кулак в непосредственной близости от границ Узбекистана. Вчера The Washington Post сообщила, что министр иностранных дел Узбекистана Аб-дулазиз Камилов в интервью газете заявил о готовности Ташкента предос-тавить США свою территорию и воздушное пространство для удара по Аф-ганистану, несмотря на угрозы талибов наказать тех своих соседей, которые будут помогать Америке. Правда, слова шефа узбекского МИДа буквально звучат менее категорично: "Мы готовы обсуждать любые формы сотрудни-чества, которые будут способствовать уничтожению терроризма в нашем регионе и укреплению стабильности". Скорее всего влиятельная американ-ская газета правильно интерпретирует настроения, царящие в Ташкенте: в переводе с восточно-дипломатического языка слова г-на Камилова свиде-тельствуют о решимости Узбекистана немедленно вступить в возглавляе-мую США антитеррористическую коалицию и дать возможность американ-ским ВВС использовать базы в Термезе и в других местах. Как известно, Узбекистан служил основным плацдармом для афганской операции совет-ских войск в 70-80-х годах. Но как американские самолеты будут прибывать в Узбекистан? Даст ли им Москва воздушные коридоры? Если нет, то аме-риканцам придется искать другие пути - с баз в Персидском заливе через Пакистан, Индию, которая вчера впервые с момента обретения независимо-сти заявила о готовности предоставить свою военную инфраструктуру ино-странной армии. Что касается третьего пограничного с Афганистаном государства СНГ, Туркмении, то здесь американцам придется столкнуться со всем своеобра-зием руководства этой нейтральной страны. Как известно, президент Туркмении Сапармурат Ниязов все последние годы старался воздерживаться от выражения симпатий какой-либо из сторон аф-ганского конфликта и демонстрировал "равноудаленный" стиль отношений с ними. Ашхабад надеялся, что в случае победы любой из сторон сможет использовать это в своих интересах, приступив к строительству трансафган-ского газопровода к незамерзающим портам в Индийском океане. Однако сегодня Туркменбаши поставлен в весьма неудобное положение - он дол-жен выбирать, на чьей он стороне. Если сразу после событий 11 сентября президент Туркмении в соболезновании американскому народу постарался не употреблять слов "террор" либо "теракт", а говорил лишь о "несчастье", то уже спустя три дня МИД Туркмении заявил, что Ашхабад как нейтраль-ное государство "поддерживает создание антитеррористической коалиции в качестве постоянно действующего органа при ООН". Понятно, что создание такого органа потребует длительного времени, которого, разумеется, у аме-риканцев нет, как нет и доверия к ООН в качестве силового инструмента. И это хорошо понимают в Ашхабаде. Таким образом, формальное "да" Турк-мении на предложение США сотрудничать с ними фактически означает за-вуалированное "нет". Между тем Туркмения могла бы оказаться чрезвычай-но полезным плацдармом для американцев. Во-первых, афганская террито-рия с сопредельной стороны, занятой талибами, имеет более равнинный ха-рактер, чем у границ с Таджикистаном, что удобнее для наземных опера-ций. А во-вторых, в Туркмении с советских времен сохранились хорошо оборудованные авиабазы под Ашхабадом, Небит-дагом, Сердаром (бывшим Кизил-Арватом) и Кушкой у самой афганской границы.

 

На главную



Hosted by uCoz