О подходе США к обсуждению проблемы
ПРО на предстоящей российско-американской встрече в верхах
|
По оценкам российских политических и военных экспертов, а также зарубежных СМИ, проблема ПРО, явится одной из важнейших тем предстоящих российско-американских переговоров в верхах. Накануне встречи с американской стороны делались жесткие заявления о намерении Вашингтона развернуть национальную систему ПРО. В этой связи американцы ставили вопрос о необходимости соответствующей корректировки Договора по ПРО 1972 года. В случае несогласия принять подход США некоторые американские представители угрожали односторонним выходам Вашингтона из договора по ПРО. В ходе двусторонних контактов накануне встречи Путин-Клинтон американские представители (помощник президента США по национальной безопасности С.Бергер, заместитель госсекретаря С.Тэлбот и руководитель американского внешнеполитического ведомства М.Олбрайт) пытались подготовить обсуждение вопроса по ПРО в выгодном для американцев контексте. Однако, с учетом твердой позиции российской стороны и опасаясь срыва встречи президентов двух стран накануне президентских выборов в США, в администрации Б.Клинтона согласились не вводить вопрос о "модернизации" договора в официальную повестку дня встречи. Политические наблюдатели исходят из того, что на московской встрече Б.Клинтон возьмет на вооружение тактику неконфронтационного обсуждения данной проблемы, попытается втянуть российскую сторону в полномасштабные консультации по этому вопросу. Эксперты МО считают, что пересмотр Договора по ПРО необходим военно-политическому руководству США для того, чтобы снять препятствия на пути реализации уже объявленных Вашингтоном планов создания так называемой национальной системы ПРО, которая рассматривается в Соединенных Штатах как неотъемлемая составная часть общего плана закрепления своего безраздельного военно-технического и технологического превосходства в мире. Наряду с уже достигнутыми, по мнению американского руководства, экономическим превосходством и высоким политическим статусом США такой прорыв существенно продвинул бы формирование модели "однополярного мира". В самих Соединенных Штатах идею создания национальной системы противоракетной обороны активно поддерживают не только откровенно в этом заинтересованные военно-промышленные круги, но и практически все имеющие вес политические силы. Сохраняющиеся по этой проблеме в политической элите США разногласия сводятся лишь к срокам начала реализации этого проекта, его масштабам и географическому размещению объектов системы ПРО. В соответствии с планами, разработанными администрацией Б.Клинтона национальную систему ПРО предполагается развернуть на Аляске для прикрытия континентальной части США с северного направления (в основном со стороны Китая и Северной Кореи). На первом этапе система будет иметь 100 пусковых установок и необходимые радиолокационные средства. В дальнейшем предусматривается доведение количества ПУ ракет-перехватчиков до 250. Кандидат от республиканской партии Дж. Буш в борьбе за привлечение голосов избирателей называет такие меры явно недостаточными и призывает к развертыванию глобальной системы ПРО, способной защитить от ракетно-ядерного нападения не только собственную территорию, но и союзные США государства. Поскольку любые работы по развертыванию системы ПРО нарушают действующий Договор 1972 года, администрация Б.Клинтона ставит перед российским руководством вопрос о его пересмотре и частичной модификации. Кандидат в президенты Дж.Буш вообще заявляет о необходимости достижения соглашения с Россией о его отмене. В последние десять дней дебаты по этому вопросу между основными претендентами на президентский пост А.Гором и Дж. Бушем приобрели особенно острый характер и превратились в одну из основных тем всей предвыборной кампании. Впрочем, возможности создания региональной системы ПРО, даже без достижения соответствующих договоренностей с Россией не исключают оба кандидата в президенты. В американской администрации осознают, что создание национальной системы ПРО в США не только разрушит основы всего процесса сокращения вооружений, но и реально нарушит сложившийся баланс сил. Такое развитие событий создаст угрозу развертывания нового витка гонки вооружений, которую в течение длительного времени удавалось сдерживать во многом именно благодаря Договору по ПРО. Американцы также опасаются, что их односторонний выход из договора по ПРО может привести к реализации угроз России по выходу из договоров по стратегическим наступательным вооружениям и разрушению всего разоруженческого процесса, что в свою очередь сделает проблематичной реализацию планов создания эффективной национальной системы ПРО в США. Кроме того, по оценке американских аналитиков, такое развитие событий может стимулировать создание оси Москва-Пекин. Столкнувшись с жесткой позицией России американская администрация понимает, что преодолеть существующие разногласия на предстоящих в июне переговорах не удастся. Однако, в первую очередь исходя из предвыборных соображений, для американского президента важно добиться по крайней мере каких-либо подвижек в позиции России по этой проблеме. В этой связи политические и военные наблюдатели считают, что если российская сторона уже в ближайшем будущем не сумеет представить американцам веские аргументы в пользу сохранения ПРО, на смену конструктивной линии на переговорах Б.Клинтона с В.Путиным в Москве придет "жесткий и циничный нажим с целью навязать американскую схему безопасного мира". |