Западные оценки первых
ста дней правления В.В.Путина
|
Несмотря на общее доброжелательное отношение Запада к избранию В.В. Путина президентом России, первые оценки внешнеполитического и внутриполитического курса нового российского президента западными аналитиками носят крайне осторожный, неоднозначный и зачастую противоре-чивый характер. Внешнеполитические акции нового президента на западном направлении, а также в отношении государств СНГ предварительно оцениваются как достаточно эффективные. Английские наблюдатели считают , что в области контроля над вооружениями В.В.Путину удалось добиться некоторого мо-рального превосходства, обеспечив утверждение Государственной Думой Договора СНВ-2. Западные политические эксперты обратили внимание на то, что даже некоторое обострение отношений с США из-за планов администрации Б.Клинтона развернуть национальную систему противоракетной обороны, Москве удалось развернуть таким образом, что эта проблема не только приобрела важное международное значение, но и создала благоприятные условия для сближения России с ведущими государствами Западной Европы. Некоторые западноевропейские государства положительно оценили предложение России об изучении вопроса развертывания европейской системы ПРО с российским участием. Официально объявленный Москвой курс на устаноление конструктивных отношений с США и Западом в целом по оценке зарубежных политиков, имеет принципиальное значение. В этом контексте осуждение российской стороной расширения НАТО и политики альянса по отношению к Югославии рассматривается как естественное стремление сохранить свои позиции в реально складывающейся на внешнеполитической арене ситуации и не допустить усиления критики со стороны оппозиции внутри страны. Несмотря на то, что пока никаких реальных подвижек в плане развития экономических связей России с Западом не просматривается, положительными моментами западные политические наблюдатели считают и декларирванный В.В.Путиным курс на развитие либеральной рыночной экономики в стране, и готовность нового российского руководства к развитию взаимовыгодного сотрудничества в различных областях, и четко обозначенное президентом стремление к созданию в России более благоприятного климата для иностранных инвестиций. На Западе считают, что у нового российского руководства сохраняется еще значительный внешнеполитический и внешнеэкономический резерв, который президент России намерен активно использовать в ходе предстоящей поездки по странам Азии. Подписанная В.В.Путиным в июле с.г. Концепция внешней политики воспринимаются как декларирование твердого стремления к проведению реалистичного, предсказуемого, последовательного и прагматичной внешнеполитического курса, нацеленного на первостепенную защиту собственных национальных интересов как в политической, так и в экономической сферах. Гораздо более осторожная и скорее отрицательная оценка, является явно преобладающей на Западе по отношению к внутриполитическому курсу нового российского руководства. Наиболее негативно на Западе воспринима-ется политика России в Чечне, которая по мнению большинства наблюдателей США, Западной и Центральной Европы привела к слишком большим жертвам. В этом контексте не только продолжается, но и усиливается критика российского руководства по проблемам соблюдения прав человека и защиты общечеловеческих ценностей. Вместе с тем, отмечается, что и американцы и европейцы явно стремятся ограничить этот процесс рамками международных организаций социал-демократической направленности, которые имеют скорее консультативный статус, например Совет Европы, и не могут оказать реального влияния на их взаимоотношения с Россией. Аресты западного журналиста Бабицкого и российского предпринимателя В.Гусинского вызвали практически единогласное осуждение на Западе, причем в этом случае вопрос ставился уже не столько о защите прав человека, сколько о защите свободы слова и свободы прессы, что по западным оценкам является исключительно важным критерием определения степени демократизации всего государства. Как признают эксперты, влиятельной неправительственной исследова-тельской организации США "Херитадж Фаундейшн", объективные причины требуют от нового президента России и его администрации проведения курса на усиление роли государства, что естественно сопровождается некоторым ограничением гражданских свобод. В частности, по их мнению, неизбежны единичные и четко выверенные акции, направленные против политической оппозиции президентскому курсу. Именно в этой связи, западные наблюдатели, следуя согласованному курсу на поддержание нормальных отношений с новым руководством России, не высказывают прямой критики по отношению к проводимым в России изменениям внутриполитического устройства страны (введение института представителей президента в регионах, повышение роли и расширение функций Совета Безопасности, изменение статуса и порядка формирования Совета Федерации). Вместе с тем на Западе определенной настороженностью восприняты инициативы президента по укреплению вертикали власти в стране. В этом контексте высказываются даже предполо-жения о тенденции перехода к авторитарным методам руководства страной. В принятом в России за последнее время пакете концептуальных документов в области обеспечения национальной, военной и информационной безопасности, также как и в концепции внешней политики, западные аналитики усматривают в первую очередь реалистичный и прагматичный подход , однако отмечают, что практическая реализация некоторых положений указанных документов может привести к нежелательным последствиям главным образом в сфере обеспечения свободы слова, печати и распространения информации, а также защиты прав личности. Некоторые наблюдатели отмечают, что в западных средствах массовой информации, практически отсутствуют критические высказывания в связи с проводимой российским правительством широкой кампанией по усилению государственного контроля над экономикой. Это объясняется главным обра-зом тем, что, по оценке американских аналитических центров, курс на частичное восстановление экономического потенциала России, проведение антикоррупционных мероприятий и борьба с криминалом в целом отвечает интересам Запада, а достижение этих целей невозможно без контролируемого со стороны правительства частичного передела собственности. Главными причинами такого подхода Запада, по заключению экспертов "Херитадж Фау-дейшн", является заинтересованность западных деловых кругов в создании на крайне емком российском рынке цивилизованных условий для своей деятельности, а также надежда ведущих международных финансовых группировок на полную выплату Россией своего внешнего долга после 2007 года. Английские обозреватели прямо указывают, что "ущемление интересов отдельных российских финансово-промышленных групп, крупных промышленных и сырьевых компаний считается неизбежной издержкой этого процесса". Аналитические документы американских исследовательских центров подчеркивают, что главным приоритетом США в отношениях с Россией являются " безопасность и выживание российской демократии", поскольку демократическая Россия "с меньшей вероятностью" сможет представлять угрозу своим соседям и всему миру. В этой связи, по мнению некоторых наблюдателей, Запад достаточно спокойно воспримет возможное обострение внутриполитической обстановки в России поскольку борьба той части российской элиты, которой были переданы огромные национальные ценности в ходе перестройки за сохранение своего положения в стране считается неизбежной. По оценке аналитических служб влиятельной неправительственной исследовательской организации США "Херитадж Фаундейшн", Россия проходит этап важных политических изменений, посткоммунистическая элита и избиратели выбрали нового президента, который формирует новую администрацию, для управления страной . Запад, в целом поддерживает курс президента В.Путина на наведение порядка в стране, при этом Запад заинтересован и в ослаблении власти и управляемости из Центра руководителей Субъектов Федерации, поскольку это способствует "установлению общих правил игры" и их неизменяемости на достаточно долгий промежуток времени, создает предпосылки для снижения коррупции, позволяет иметь дело главным образом с федеральными властями и работать на основе федеральных законов, а не подстраиваться под различные правовые акты в каждом Субъекте Федерации. |