Об американской оценке перспектив российско-китайских
отношений
|
По оценкам американских политических экспертов, тенденция постепенного, однако устойчивого и последовательного восстановления российско-китайских отношений последние несколько лет является одним из определяющих факторов формирования общей ситуации в АТР. Западные наблюдатели приходят к выводу, что этот процесс носит объективный характер и, в принципе, мог бы развиваться и более интенсивно. Явную сдерживающую роль здесь пока продолжает играть инерция периода охлаждения 60-70-х годов. Западные аналитики отмечают, что интенсификация политики России на китайском направлении является одним из элементов общего курса российского президента на активизацию внешней политики Москвы, расширение ее присутствия в стратегических районах мира, повышение влияния на формирование нового миропорядка. По мнению политических наблюдателей, декларированное лидерами России и Китая "стратегическое партнерство" может квалифицироваться в Госдепартаменте США не иначе, как "серьезный вызов глобальному американскому превосходству и, следовательно, не может не вызывать обеспокоенности в Вашингтоне". До сего времени основное содержание российско-китайских отношений составляли торгово-экономические и, в меньшей степени, научно-технические связи. Наибольшее беспокойство на Западе вызывает четко наметившаяся тенденция к развитию двустороннего сотрудничества России и Китая в военно-технической области, особенно перспектива получения китайцами высоких технологий. Особое внимание обращается на подписанное в середине текущего года соглашение о строительстве в КНР российскими специалистами ядерного реактора на быстрых нейтронах. Как подчеркивают политические наблюдатели, теперь же, после недавнего визита В.Путина в Пекин, у обоих государств появились серьезные политические мотивы для сближения. При этом американцы весьма обеспокоены именно тем, что речь идет о перспективе координации Москвой и Пекином своих политических курсов на глобальном, геостратегическом уровне в целях противостояния растущему влиянию Соединенных Штатов. Именно в этом контексте в Вашингтоне рассматривается совместное осуждение Москвой и Пекином в ходе недавнего саммита планов США по созданию НПРО, чреватых отказом от Договора по ПРО 1972 года, расширения НАТО на Восток и несанкционированного, одностороннего решения НАТО об использовании военной силы в Югославии. Базу двустороннего политического сотрудничества существенно упрочивает и поддержка Россией линии КНР на восстановление своего суверенитета над Тайванем, что рассматривается американцами, как шаг, прямо противоречащий интересам Соединенных Штатов. Со своей стороны, пекинское руководство полностью поддерживает проводимый Москвой курс по урегулированию ситуации в Чечне. В западных аналитических центрах полагают, что в определенной мере "архитектором" нынешнего российско-китайского сближения и тем более с явно прорисовывающимся акцентом на политическую составляющую является сама американская администрация. Суть главной ошибки заключается в том, что ни в Госдепартаменте, ни в Пентагоне не было учтено то, что линия США на обеспечение своих лидирующих позиций, в том числе и в АТР, будет восприниматься и в России, и в Пекине как неблагоприятная перспектива, что объективно будет подталкивать обе страны к поиску естественных союзников. Вместе с тем, западные аналитики отмечают, что при обоюдной заинтересованности в упрочении двусторонних контактов в подходах Пекина и Москвы к этому процессу все еще остаются существенные различия. Китайцы продолжают делать основной акцент на экономические и научно-технические сферы. Россия же во главу угла ставит политическую и военно-техническую области. Исходя из этого, как считают политические эксперты, в американском внешнеполитическом ведомстве должны четко осознавать необходимость активного противодействия российско-китайскому сближению. По оценке американцев, основой политического "потепления" российско-китайских отношений стало стремление обеих стран не допустить беспрекословного лидерства Соединенных Штатов в мире, однако каждая страна при этом преследует в первую очередь собственные цели, которые в своем большинстве не совпадают или имеют достаточно существенные нюансы. По проблеме ПРО - для КНР главное не допустить реализации американских планов включения территории Тайваня в зону ответственности предлагаемой США региональной системы ПРО в ЮВА. Россию же интересует сохранение Договора по ПРО 1972 года. Китай добивается воссоединения с Тайванем, а Россию беспокоят главным образом сепаратистские тенденции и рост терроризма на собственной территории. Принятие в НАТО новых членов и зафиксированная на территории бывшей Югославии готовность руководства блока к применению военной силы в Европе без каких либо санкций ООН, представляют реальную и осязаемую угрозу безопасности России, в то время как КНР эти акции затрагивают лишь в контексте формирования "однополюсного мира" и в плане возможной экстраполяции такого курса США и НАТО на регион АТР. Бурный экономический рост КНР и при сложном экономическом положении российской экономики объективно будет стимулировать рост противоречий между Россией и Китаем в экономической области. Россия вряд ли будет довольствоваться ролью экспортера сырья в КНР и рынка для китайского дешевого экспорта. Попытка России расширить свои экспортные позиций в АТР также может привести в перспективе к реальному изменению соотношения сил в регионе и стимулировать китайское руководство к пересмотру своих взаимоотношений с Москвой. Нельзя игнорировать и заинтересованность китайской стороны в расширении своих торгово-экономических отношений с США. Кроме того, аналитики на Западе полагают, что уже в недалекой перспективе можно ожидать определенного охлаждения российско-китайских отношений по объективным причинам. К таковым американские исследователи, в первую очередь, относят быстрый рост численности китайских граждан, которые нелегально находятся на территории российского Дальнего Востока и даже зачастую занимаются там несанкционированной, с точки зрения российских властей, хозяйственной деятельностью. Американские политические эксперты считают, что китайцы, идя на контакт с Россией, в первую очередь стремятся разыграть в своих целях "российскую карту", но ни в коем случае не содействовать экспансии российского политического влияния и присутствия в АТР. Более того, ряд влиятельных американских аналитических центров склоняется к тому, что сохраняющиеся притязания Китая на некоторые районы российской территории, о которых сейчас стараются не вспоминать, при одновременной активизации китайцев в Средней Азии и на российском Дальнем Востоке может привести к серьезному столкновению интересов и стать прелюдией к серьезному в перспективе обострению российско-китайских отношений. Как подчеркивают наблюдатели в Вашингтоне, комплексная оценка состояния и перспектив развития российско-китайских отношений позволяет сделать вывод о том, что, России будет достаточно сложно продолжить последовательный и гибкий и курс на сближение с КНР. У американской дипломатии остаются достаточно широкое поле для маневра, а также определенные возможности для оказания целенаправленного регулирующего воздействия на процесс политического взаимодействия России и Китая на международной арене. |