О новой Военной доктрине Российской
Федерации
|
Введенная в действие Указом В.В.Путина от 21 апреля с.г. Военная доктрина Российской Федерации является документом переходного периода становления в России демократического общества. В ней учтена сложившаяся на настоящий период расстановка сил в мире, положение в стране и ее вооруженных силах. Компактный по своим размерам документ лишен излишней политизированности, реален по поставленным целям и средствам их достижения. Принятые ранее "Основные положения Военной доктрины" (1993г.), "Основные направления военного строительства в Российской Федерации" (1995г), "Замысел реформирования ВС и Концепция строительства ВС" (1997г), "Основы государственной политики РФ по военному строительству" (1998 г) регламентировали лишь отдельные аспекты этой деятельности государства. Большое влияние на разработку этого документа оказали попытки США изменить структуру международной безопасности, навязываемая американцами модель однополюсного мира, проявляющиеся намерения Вашингтона обойти существующие договоренности в области разоружения и сокращения вооружений, в первую очередь Договор по ПРО, стремление НАТО решать сложные политические проблемы с применением силы, игнорируя действующие структуры безопасности и поддержания стабильности, в частности ООН и ОБСЕ. Четкий отпечаток на доктрину наложило то обстоятельство, что она создавалась в период определенного обострения напряженности между Россией и НАТО в связи с событиями вокруг Югославии, а также на фоне внутреннего вооруженного конфликта в нашей стране на Северном Кавказе. Гeaaiie политической направленностью новой Военной доктрины России является последовательная приверженность миру, приоритет политических, дипломатических и других несиловых средств предупреждения и разрешения кризисов и конфликтов, равноправное взаимовыгодное добрососедское сотрудничество. Все государства мира, за исключением вынашивающих и реализующих агрессивные планы против России или ее союзников, рассматриваются в качестве партнеров Российской Федерации. Принципиальным отличием российской военной доктрины от соответствующих директивных документов США и НАТО является то, что в качестве сферы наших жизненных интересов не рассматривается весь мир. Вместе с тем в Военной доктрине четко заявлена готовность России отстаивать весь спектр своих национальных интересов и обеспечивать не только собственную безопасность, но и безопасность союзных государств. В достижении этой цели акцент делается на потенциале сдерживания. Принятая доктрина содержит принципиально новую классификацию внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации. В ее текст впервые введен развернутый перечень внутренних угроз, к которым отнесены попытки насильственного свержения конституционного строя, деятельность, направленная на дестабилизацию обстановки в стране, подрыв государственного единства и территориальной целостности, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований, нападение на военные, государственные и народнохозяйственные объекты жизнеобеспечения, организованная преступность, терроризм, контрабанда и иная противозаконная деятельность, угрожающая военной безопасности России. Aieoiaio ii?aaaeyao цель применения вооруженных сил и других войск во внутренних вооруженных конфликтах как разгром и ликвидацию незаконных вооруженных формирований, и создание условий для ликвидации вооруженных конфликтов на основе Конституции РФ и действующего законодательства. В особую группу угроз, дестабилизирующих международную и внутриполитическую обстановку, выделены деятельность экстремистских, национально-этнических, сепаратистских, религиозных, террористических движений, организаций и структур как внутри России, так и за рубежом. К основным внешним угрозам, наряду с наличием очагов вооруженных конфликтов, наращиванием группировок войск, способных изменить существующий баланс сил, отнесены также попытки ущемлять или игнорировать интересы России, противодействовать ее укреплению как одного из центров многополярного мира, предъявляемые России территориальные претензии и разные формы вмешательства во внутренние дела страны. В качестве внешней угрозы также рассматриваются попытки ослабить или игнорировать существующие механизмы обеспечения международной безопасности, в первую очередь ООН и ОБСЕ, нарушение международных договоров и соглашений в области ограничения вооружений и разоружения. В доктрине также нашли отражение возникшие в последние годы качественно новые угрозы, состоящие в создании, оснащении, обеспечении и подготовке на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации, а также наносящие ущерб военной безопасности России информационные, информационно-технические и информационно-психологические действия. Военная доктрина принципиально иначе в сравнении с предыдущими директивными документами трактует возможности применения Россией ядерного оружия в ходе вооруженного конфликта. В новой Военной доктрине допускается возможность его применения не только в случае использования противником оружия массового поражения, но и в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности России ситуациях. На фоне реального сужения возможностей российских ВС и в условиях возрастания внешних угроз России, вызванных, прежде всего фактическим расширением зоны ответственности НАТО, приближением альянса к российским границам, ядерное оружие рассматривается в качестве главного сдерживающего фактора. Вместе с тем в документе четко очерчена перспектива развития договорного процесса в области разоружения, включающая ратификацию Федеральным собранием России Договора СНВ-2, увязанного с Договором по ПРО (Москва, прикрыта российской системой ПРО в соответствии с Договором 1972 года.) и открывающего перспективу заключения Договора СНВ-3. В документе впервые обозначены приоритеты в развитии военного и военно-технического сотрудничества России. Они распространяются, прежде всего, на участников Договора о коллективной безопасности Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности. Военная доктрина подтверждает, что международное военное, военно-политическое и военно-техническое сотрудничество является прерогативой государства. Иностранные эксперты обращают внимание на то, что в соответствии с реальными возможностями страны российская армия способна вести сегодня локальные боевые действия или участвовать в региональной войне единовременно только на одном театре военных действий. Вместе с тем они подчеркивают, что новую Военную доктрину Российской Федерации отличает от подобных предыдущих документов реалистичный подход к оценке угроз, к объемам задач и способам применения национальных вооруженных сил. |